Нужен ли обтекатель развозному грузовику?

На кабинах ‘дальнобойщиков’ часто можно видеть драгфойлеры — обтекатели, снижающие лобовое сопротивление громадной фуры. Их эффективность на высоких крейсерских скоростях не вызывает сомнения. Однако, в продаже все чаще встречаются обтекатели для малотоннажных городских грузовиков класса ‘Газели’ или ‘Бычка’. Насколько полезны они? Проверим:

Для испытаний мы взяли ‘Газель’ ГАЗ-3302 с карбюраторным двигателем ЗМЗ-406 в хорошем техническом состоянии и пробегом 25 тыс. км. На машине установлен довольно тяжелый панельный фургон — снаряженная масса автомобиля составила 2750 кг. Расходомер топлива, комплекс измерительной аппаратуры, два испытателя и груз увеличили ее до 2950 кг. Именно в таком виде ‘Газель’ прошла первую фазу измерений. Затем настал черед второй фазы испытыний — из фургона извлекли обтекатель фирмы ‘Дакар’.

Установка обтекателя заняла полчаса и проблем не вызвала: четыремязажимами к водосточным желобам притягивается верхняя часть, затем к ней и парой саморезов к кабине крепятся два боковых дефлектора. Кстати, именно из-за боковых накладок мы выбрали этот образец — наиболее полная конфигурация обтекателя обещала и самые лучшие результаты. Теперь опять на динамометрическую дорогу. Один заезд в ‘панамке’, другой, третий: Результаты были не просто положительными — они оказались ошеломляющими!

Один из основных динамических показателей автомобиля — время разгона до 100 км/ч. Без обтекателя ‘Газель’ разгонялась целую минуту, точнее 59,9 с — оно и понятно, последние километры перед максимальными 105,5 км/ч давались нелегко. Многие водители ‘Газелей’ наверняка скажут, что загоняли стрелку спидометра куда дальше — разочаруем их, оптимистичный прибор привирает целых 9 %. Мы же говорим о точных значениях скорости, зафиксированных комплексом ‘Датрон’. А что же с обтекателем? Поначалу преимущество едва заметно — отметка 60 км/ч пройдена лишь на 0,7 с быстрее. Но дальше разрыв начал стремительно нарастать: 80 км/ч достигнуты уже на 3,4 с быстрее, а 100 км/ч на целых 14,1 с — выигрыш составил 23 %!

Разгоняясь все быстрее, машина показала в итоге 113,0 км/ч, улучшив свою максимальную скорость на 7 %. Отметим, что в обоих случаях она была достигнута на IV передаче, Чтобы оценить такое увеличение ‘максималки’, отметим, что без улучшения аэродинамики для этого пришлось бы на целых 22 % увеличить мощность двигателя. Еще один красноречивый показатель это выбег — расстояние, которое успевает прокатиться автомобиль, пока его скорость падает со 100 км/ч до 50 км/ч. В нашем случает оно увеличилось на 20 %.

Точные цифры подтверждаются субъективными ощущениями: машина стала более динамичной, реже приходится переключать передачи, энергичнее стали обгоны. Последние имитирует упражнение ‘эластичность’ — разгон на IV передаче от 60 до 100 км/ч. Без обтекателя ‘Газель’ разгонялась 47,1 с, а с обтекателем 33,9 с — улучшение на 28 %! Однако, ростом динамических показателей дело не ограничивается. Следствие хорошей обтекаемости — улучшение и топливной экономичности. Здесь уже счет пойдет не на секунды и километры, а на литры и рубли.

Расходы топлива замеряли на самой экономичной V передаче при фиксированных строго выдерживаемых скоростях в четырех заездах — по два в каждую сторону, чтобы исключить влияние ветра. При скорости 60 км/ч — предельном значении для города, расход бензина на 100 км оставил 11,1 л в первом случае и 10,3 л во втором. Разница всего лишь 0,8 л или 7 %. При 90 км/ч — допустимой скорости за городом, соответственно, 17,6 л и 15,0 л на 100 км. Расход уменьшился на 2,6 л или 15 %.
Скорость в 100 км/ч, фактически, предельная для машины без обтекателя на V передаче — педаль ‘газа’ приходится, буквально, втаптывать в пол. Отсюда и расход 25,4 л на 100 км. С обтекателем двигатель насиловать не приходится, под педалью еще есть запас, и расход бензина падает до вполне разумных 17,7 л — на 7,7 л или 30 % меньше!

Однако, это результаты, что называется ‘академических’ упражнений. В реальной поездке машине приходится разгоняться и тормозить, ползти по запруженным улицам, стоять в пробках. Именно такой эксплуатационный режим мы и воспроизвели — 300-километровый маршрут по подмосковью, окраинам и центру Москвы сначала прошли без обтекателя с результатом 14,4 л на 100 км, а затем с обтекателем, израсходовав уже 12,9 л. Разница составила 1,5 л или 10 %!

А теперь можно взять в руки калькулятор и умножить эти полтора литра на стоимость ‘девяносто второго’, которая так некстати подскочила, в среднем для России, до 20 р. 50 к. Получается, что каждые 100 км экономится около 31 рубля. Обтекатель от ‘Дакара’, стоимостью 3100 р., окупится менее, чем за 10 тыс. км. А дальше каждые 50 тыс. км — примерно, столько проходит в год интенсивно работающая машина, владелец будет сберегать 15500 руб.

Журнал «За рулем» (корректировка текста выполнена в связи с измением цен на ГСМ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *